АКТ ВТОРОЙ. ПРО СЛЕДЫ ВРЕМЕНИ.
В продолжение предыдущего поста
Будет много букв.
1) Весной 2020-го, предчувствуя (на самом деле нет) «хайповость» темы, я предложил студентам кафедры реставрации УралГАХУ провести исследование территории соцгорода.
За основу мы взяли упрощенную методологию РЕ-школы, с которой мне посчастливилось столкнуться в 2019ом, участвуя в воркшопе по Сысертскому железоделательному заводу. Не буду погружать в детали методики. Мы попытались проанализировать застройку соцгорода, разбить ее по типам зданий, материалу строительства, периодам. Получилось не очень удачно, в т.ч. и из-за ковида. Главный минус работы – ее неоконченность). Но есть фактура.
В Дании есть практика работы с историческими территориями (и не только), которая пока не прижилась у нас. Эта методика называется SAVE (Survey of Architectural Values in the Environment) и направлена она на создание Атласа исторической территории – это была максимальная планка, которую хотелось бы взять весной, но не получилось.
Хочется отметить важные моменты.
Рассматривая пресловутый «исторический треугольник» Уралмаша, можно смело сказать, что его хрестоматийная, теперь уже, застройка происходила как бы «веерным» принципом. Справа от ул. Орджоникидзе (бывш. Сталина) активно застраивалась селитебная территория, слева почти «в поле» – с прицелом на симметричную квартальную структуру, строились объекты КБО (коммунально-бытового обслуживания). В какой-то момент ул.Ворошилова (нынешняя XXII Партсъезда) стала ансамблем с уникальной застройкой фронта крупными объектами социальной инфраструктуры: снесенное ныне здание Гаража, комплекс бань, вечерняя школа и, тоже снесенный, к/т «Темп». Ансамбль улицы вёл нас в сторону еще одного крупного комплекса в этой части соцгорода – медгородку. Переход от этого типа застройки к периметральной в части жилых домов внутри квартала Ворошилова-Кр.партизан осуществлялся посредством буферных зон благоустройства (скверы и пр.).
2) Вцелом, можно сказать, что наличие в квартальной структуре Уралмаша такой планировочной аномалии как ул.Ворошилова (ныне XXII Партсъезда) является фиксацией факта быстрого роста и «метаболизма» такого сложного организма как социалистический город. Одновременно строится (и перестраивается) жилой массив и возводится необходимая жителям-рабочим сопутствующая инфраструктура. Нельзя сказать, что предлагаемый нам для рассмотрения ППТ на этот квартал – ошибка, возникшая впервые. Застройка пробелов левой части «треугольника», происходившая в т.ч. после войны, стала местами площадкой для экспериментов (типовые серии блочных домов, кирпичных улучшенной планировки). Однако проектная структура, ткань остались видны даже после них. Предлагаемое новым ППТ колоссальное уплотнение, введение сплошного фронта застройки приведут к искажению ткани. Мне почему-то приходит в голову, что это вроде 11го пальца на ноге, причем большого и … накрашенного – вроде функционально то же, что и рядом, но непонятно зачем и как возник… и смотрится явно лишним.
Finally! Есть такое правило…или скорее просто «негласная установка»: при реконструкции исторических территорий нужно выдерживать системность застройки. Это заданная автором или ходом истории логика пространства как сочетание морфотипов застройки со всеми их параметрами: высота, ширина, длина, плотность застройки. Введение принципиально иного (от слова «СОВСЕМ») морфотипа приведет к тому, что историческая ценность территории в долгосрочной перспективе будет сильно ниже.
#ООКварталТемп